Пушкина Ольга Николаевна
Год и место рождения: 21.10.1971 г., город Екатеринбург
Образование:
высшее
Специальность:
Филология
Квалификация:
Филология. Преподаватель русского языка и литературы
Место работы:
МАОУ Гимназия № 202 "Менталитет", г. Екатеринбург
Должность:
учитель русского языка и литературы
Квалификационная
категория: высшая
Награды: Почетная
грамота Министерства образования и науки РФ, Почетная грамота Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области.
E-mail: polga9k7@yandex.ru
Учительское
кредо: создать урок воздействующий, на котором ученик получает не только
знания, но и переживает катарсис – переоценивает ценности, становится лучше
душой.
Эссе "Я-учитель"
Эссе "Я-учитель"
Как
ни странно, но я собиралась быть не учителем, а лесником – ёлочки
выращивать.
Так говорила всем, а вдруг подала документы в УрГУ на филологический и стала (вопреки детскому желанию) учителем. По прошествии многих лет поняла: у меня была потребность что-то стоящее вырастить; правда, оказалось, не ёлочки…
В начале своей педагогической
карьеры я считала, что Учитель гордо преподносит знания, и очень важно
правильно организовать учебный процесс: с удовольствием сидела за составлением
плана урока, советовалась со старшими коллегами, как лучше продумать занятие,
тратила много сил. Не сразу поняла, что главная «арена» учителя – сам Урок (и
точно "арена" - что только на нем не произойдёт!!).
В середине своего педагогического
пути, после этапа некоторой усталости, выгорания, я оказалась на авторском
семинаре Ш.Амонашвилли, была очарована
им самим и идеями гуманной педагогики. Это он объяснил мне, что учитель должен
относиться к «растущим» ученикам как высшей ценности на земле, выражать это в
конкретных делах и поступках. От него я
узнала, что "школа в переводе с латыни — лестница, это духовное
восхождение человека. А Учитель в переводе с санскрита означает «носитель
света». Поэтому для себя я определила основное профессиональное качество –
желание идти к детям на урок, создание вокруг ребенка особой среды (почвы),
дающей опору для РОСТА: развития их чувственного и ценностного мира, приобщения
к духовно-нравственным традициям русской культуры, взросления, самостоятельного
мышления, творчества.
С тех пор стремлюсь не к насаждению
ограниченного объема знаний, а к совместному поиску истины в рамках
сотворчества Ученика и Учителя. Отсутствие шаблонов, готовых «рецептов», моя
неуспокоенность (прямо пушкинское "духовной жаждою томим") и
ненасытная жажда моих ёлочек-учеников вдохновляет меня на постоянное движение
вперёд.
Творческий поиск привел меня к проектной технологии. Она стала
моей «любимой». На мой взгляд, именно в ней заложены большие возможности для
преодоления инертности и безынициативности ученика; проектная деятельность
развивает у школьников самостоятельность, активность, творчество, так
необходимые им в процессе обучения и для будущей социальной успешности. Они
получают возможность развить способность к разработке нестандартных решений,
осуществлению наиболее приемлемого решения. Проект превращает учащегося из
объекта обучения в субъект учебной деятельности, а учитель выступает в роли
помощника и консультанта (по сути, «лесника»?).
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на
самого ученика, «выращиваются» такие серьезные навыки, без которых он не будет
ощущать себя Творцом своей жизни.
Ученики ждут моих проектов: с 5 по
11 класс они путешествуют в мир древних мифов, рыцарских турниров и Великого Шекспира, совершают
учебные поездки по стране с последующим творческим отчетом для родительской и
гимназической общественности, создают этимологический словарь и географический
роман, оказываются в легендарной «Бродячей собаке» и др. Благодаря этим прыжкам
вперед (проект - от лат. рrojectus, букв.- "брошенный вперёд") ребята
узнали, на что способны, полюбили книгу (их литературное становление пришлось,
к сожалению, на время появления электронных «заменителей» книги). На партах
вместо электронных появились настоящие книги, а в них - закладки. И для меня это значит одно:
литература не останется для моих учеников тем предметом, который когда-то «прошли»
(прошли, по Ожегову, значит Мимо). У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Родители обучающихся не остаются в
стороне при таком подходе к обучению, многие из них вовлекаются в проектную
деятельность, предлагают активную помощь, становятся благодарными зрителями,
выражают после этого свое уважение и желание сотрудничать дальше. Соглашаются с
моим отношением к Образованию: оно должно давать детям образы (образцы)
эмоционального отношения к миру, обществу, к себе, к делу. (Образование = образ
мира, образ отношений к миру!?).
Творческий подход к профессии
объединяет вокруг меня и многих учителей-коллег. Стараюсь создавать
интегрированные проекты, которые объединяют содержание разных предметных
областей и ценностей российской культуры, соединяют учителя русского языка
и литературы с учителями истории, МХК,
английского языка, биологии, географии, математики, ИЗО. Все знают мой неугомонный характер,
удивляются моему терпению осуществлять «трудозатратные» проекты (обычно в
рамках проекта стараюсь объединить учеников разных классов, количество
участников доходит до 100 человек,
увлеченных одним общим делом), но ждут новых идей и возможности включиться в
очередную «авантюру».
Самое главное - во время реализации проектов многому учусь у
своих учеников. Например, ошибаться.
Действительно, "человек, по–настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не
меньше познания, чем из своих успехов" ( Джон
Дьюи).
А их своим примером учу понимать,
что слово Победа только в словаре стоит перед словом Работа, и, чтобы
получилось что-то важное и значительное, нужно «взорвать» себя изнутри. К
сожалению, сегодня у детей есть такая «способность» довольствоваться любым,
пусть даже посредственным результатом.
Вместе с учениками я открыла такой
простой секрет счастья: если что-то делаешь, то делай это, приложив все силы,
отдавая себя всего. И тогда не пожалеешь о времени, ощутишь полноту жизни.
Показываю, как важно уметь
взаимодействовать друг с другом, ведь это один из главных законов жизни (и мы были рады освоению новых стилей отношений в гимназической среде,
обладающих качествами открытости, доверия, равенства в творчестве,
требовательности равного к равному, ответственности). А ещё не даю покоя, заставляю размышлять,
осуществлять выбор, оказавшись на «перекрестке», «делать
перестановку» в собственной душе!
Я не могу сказать, что я не устаю от работы. Быть учителем -
гигантский труд. Но если меня лишить этого труда – я потеряю вкус жизни. Значит,
не только я нужна ученикам, но и они мне.
Я смотрю в глаза детей, которые уходят с проектного урока,
и… понимаю, что воплотила свою детскую мечту, - я на своём Месте.
Ольга Николаевна контуры Северной Америки, может быть, заменить на что-нибудь родное?:)
ОтветитьУдалитьОльга Николаевна, какое у Вас удачное фото!
ОтветитьУдалитьДобрый день! Разрешите поделиться своими впечатлениями)))Мне понравились уроки по скайпу в http://preply.com/yekaterinburg/repetitory Опытные учителя, носители многих языков, разные цены. Я осталась довольна. Ведь я подтянула язык и поступила в иняз.
ОтветитьУдалить