О себе

Пушкина Ольга Николаевна 




Год и место рождения: 21.10.1971 г., город Екатеринбург
Образование: высшее
Специальность: Филология
Квалификация: Филология. Преподаватель русского языка и литературы
Место работы: МАОУ Гимназия № 202 "Менталитет", г. Екатеринбург
Должность: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
E-mail: polga9k7@yandex.ru

Учительское кредо: создать урок воздействующий, на котором ученик получает не только знания, но и переживает катарсис – переоценивает ценности, становится лучше душой.

Эссе "Я-учитель"

Как  ни странно, но я собиралась быть не учителем, а лесником – ёлочки выращивать.

Так говорила всем, а вдруг подала документы в УрГУ на филологический и стала (вопреки детскому желанию) учителем. По прошествии многих лет поняла: у меня была потребность что-то стоящее вырастить; правда, оказалось, не ёлочки…


В начале своей педагогической карьеры я считала, что Учитель гордо преподносит знания, и очень важно правильно организовать учебный процесс: с удовольствием сидела за составлением плана урока, советовалась со старшими коллегами, как лучше продумать занятие, тратила много сил. Не сразу поняла, что главная «арена» учителя – сам Урок (и точно "арена" - что только на нем не произойдёт!!).
В середине своего педагогического пути, после этапа некоторой усталости, выгорания, я оказалась на авторском семинаре Ш.Амонашвилли,  была очарована им самим и идеями гуманной педагогики. Это он объяснил мне, что учитель должен относиться к «растущим» ученикам как высшей ценности на земле, выражать  это  в конкретных делах и поступках.  От него я узнала, что "школа в переводе с латыни — лестница, это духовное восхождение человека. А Учитель в переводе с санскрита означает «носитель света». Поэтому для себя я определила основное профессиональное качество – желание идти к детям на урок, создание вокруг ребенка особой среды (почвы), дающей опору для РОСТА: развития их чувственного и ценностного мира, приобщения к духовно-нравственным традициям русской культуры, взросления, самостоятельного мышления, творчества.
С тех пор стремлюсь не к насаждению ограниченного объема знаний, а к совместному поиску истины в рамках сотворчества Ученика и Учителя. Отсутствие шаблонов, готовых «рецептов», моя неуспокоенность (прямо пушкинское "духовной жаждою томим") и ненасытная жажда моих ёлочек-учеников вдохновляет меня на постоянное движение вперёд.
Творческий поиск привел меня к проектной технологии. Она стала моей «любимой». На мой взгляд, именно в ней заложены большие возможности для преодоления инертности и безынициативности ученика; проектная деятельность развивает у школьников самостоятельность, активность, творчество, так необходимые им в процессе обучения и для будущей социальной успешности. Они получают возможность развить способность к разработке нестандартных решений, осуществлению наиболее приемлемого решения. Проект превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника и консультанта (по сути, «лесника»?).  В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика, «выращиваются» такие серьезные навыки, без которых он не будет ощущать себя Творцом своей жизни.
Ученики ждут моих проектов: с 5 по 11 класс они путешествуют в мир древних мифов, рыцарских турниров и Великого Шекспира, совершают учебные поездки по стране с последующим творческим отчетом для родительской и гимназической общественности, создают этимологический словарь и географический роман, оказываются в легендарной «Бродячей собаке» и др. Благодаря этим прыжкам вперед (проект - от лат. рrojectus, букв.- "брошенный вперёд") ребята узнали, на что способны, полюбили книгу (их литературное становление пришлось, к сожалению, на время появления электронных «заменителей» книги). На партах вместо электронных появились настоящие книги, а в них  - закладки. И для меня это значит одно: литература не останется для моих учеников тем предметом, который когда-то «прошли» (прошли, по Ожегову, значит Мимо).  У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Родители обучающихся не остаются в стороне при таком подходе к обучению, многие из них вовлекаются в проектную деятельность, предлагают активную помощь, становятся благодарными зрителями, выражают после этого свое уважение и желание сотрудничать дальше. Соглашаются с моим отношением к Образованию: оно должно давать детям образы (образцы) эмоционального отношения к миру, обществу, к себе, к делу. (Образование = образ мира, образ отношений к миру!?).
Творческий подход к профессии объединяет вокруг меня и многих учителей-коллег. Стараюсь создавать интегрированные проекты, которые объединяют содержание разных предметных областей и ценностей российской культуры, соединяют учителя русского языка и  литературы с учителями истории, МХК, английского языка, биологии, географии, математики, ИЗО.  Все знают мой неугомонный характер, удивляются моему терпению осуществлять «трудозатратные» проекты (обычно в рамках проекта стараюсь объединить учеников разных классов, количество участников доходит до 100  человек, увлеченных одним общим делом), но ждут новых идей и возможности включиться в очередную «авантюру».
Самое главное -  во время реализации проектов многому учусь у своих учеников.  Например, ошибаться. Действительно, "человек, по–настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов" ( Джон Дьюи).
А их своим примером учу понимать, что слово Победа только в словаре стоит перед словом Работа, и, чтобы получилось что-то важное и значительное, нужно «взорвать» себя изнутри. К сожалению, сегодня у детей есть такая «способность» довольствоваться любым, пусть даже посредственным результатом.
Вместе с учениками я открыла такой простой секрет счастья: если что-то делаешь, то делай это, приложив все силы, отдавая себя всего. И тогда не пожалеешь о времени, ощутишь полноту жизни.
Показываю, как важно уметь взаимодействовать друг с другом, ведь это один из главных законов жизни (и мы были рады освоению  новых стилей отношений в гимназической среде, обладающих качествами открытости, доверия, равенства в творчестве, требовательности равного к равному, ответственности). А ещё не даю покоя, заставляю размышлять, осуществлять выбор, оказавшись на «перекрестке», «делать перестановку» в собственной душе!

Я не могу сказать, что я не устаю от работы. Быть учителем - гигантский труд. Но если меня лишить этого труда – я потеряю вкус жизни. Значит, не только я нужна ученикам, но и они мне.

Я смотрю в глаза детей, которые уходят с проектного урока, и… понимаю, что воплотила свою детскую мечту, - я на своём Месте. 

3 комментария:

  1. Ольга Николаевна контуры Северной Америки, может быть, заменить на что-нибудь родное?:)

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Николаевна, какое у Вас удачное фото!

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день! Разрешите поделиться своими впечатлениями)))Мне понравились уроки по скайпу в http://preply.com/yekaterinburg/repetitory Опытные учителя, носители многих языков, разные цены. Я осталась довольна. Ведь я подтянула язык и поступила в иняз.

    ОтветитьУдалить