понедельник, 12 мая 2014 г.

Методическая копилка. Часть 2. Этимологический словарь

Исследовательская деятельности учащихся 5  классов на уроках русского языка «Опыт создания этимологического словаря».
В рамках изучения раздела «Лексика» учащиеся увлеченно собирали интересную для них тематическую группу слов, искали этимологию этих слов, проводили количественный и качественный анализ собранного материала. Далее требовался этап оформления своих словарей, этап написания вступительной статьи и самый волнительный этап – защита своего словаря на «Заседании Ученого совета» с приглашением родителей,  других педагогов и старших учеников гимназии.
Каждый ученик самостоятельно проделал этот исследовательский путь, почувствовал себя в роли ученого-исследователя, составителя, рецензента, оформителя и т.д. Такая  работа помогает учащимся глубже постигать теоретический материал, повысить мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества образования. Очевидно, что в результате такой деятельности создаются условия для личностного роста и самореализации ученика, формируется столь важный механизм, как рефлексия, учащимися приобретается навык исследования как универсального способа освоения действительности.

Защита ученических проектов (этимологических словарей) происходит в виде сюжетно – ролевой игры «Заседание Ученого Совета».

Памятка жюри
(жюри составляют приглашенные родители учеников, преподаватели и ученики старших классов гимназии – они и представляют собой Членов Ученого Совета)

Жюри необходимо:

1. Выбрать председателя жюри, который

вызывает на защиту авторов исследовательских работ (согласно списка в журнале),

приглашает рецензента прочитать рецензию на работу («Слово предоставляется»),

предлагает задать вопросы аудитории автору словаря,

подводит общие итоги заседания и вручает грамоты,

предлагает остальным членам жюри, а также присутствующим родителям высказать свои впечатления.

2. Из состава жюри назначить двоих представителей для просмотра оформленных словарей и выбора из них лучших с подписанием Грамот ( по трём номинациям:

«За лучшее оформление»;
«За самую  объемную работу»;
«За серьезный и добросовестный подход к исследованию».)

3. Один член жюри наблюдает за устной защитой выступающих (с точки зрения риторических навыков:

логика изложения, выразительность речи,
артистизм,
способность заинтересовать аудиторию)
и называет лучшего с вручением Грамоты «За лучшую защиту».

4. Один член жюри обращает внимание на способность выступающего быстро и правильно отвечать на поступающие вопросы по теме его доклада и подписывает Грамоту лучшему.

5. Один член жюри наблюдает за работой рецензентов и отмечает лучшую рецензию.   
План устной защиты (презентации) исследовательского проекта.

1.     Хочу представить вашему вниманию …….
2.     Почему обратился к этой теме.
3.     Что исследовал (цели, задачи, методы исследования).
4.     Что интересного удалось установить в результате исследования.
5.     К каким интересным выводам пришел в итоге.
6.     Чем оказалась полезна данная работа для меня (что нового о языке я узнал*, чему научился).
7.     Самый трудный и самый увлекательный моменты во время работы.

- происхождение слова может многое рассказать об особенностях быта, занятиях, мировоззрении наших предков,
- некоторые слова отражают мифологические представления и верования русского народа,
- в языке отражается окружающий нас мир,
- язык учит нас…,
- язык – мудрец,…
- судьба некоторых слов может рассказать о культурных, политических, хозяйственных и культурных связях русского народа с другими народами.



Рецензия на исследовательскую работу…..

•        Я познакомился с работой ……
•        Хотелось бы отметить …(аккуратность оформления, отсутствие орфограф. ошибок, интересную вступительную статью, большой объем проделанной работы)
•        Сильной стороной словаря является…(продуманная гипотеза, яркие выводы во вступ. статье, четкая структура словаря, богатое приложение)
•        Слабые стороны работы – ( нечеткие выводы, отсутствие доказательств,…)
•        Хотелось бы задать вопрос автору словаря, а также высказать пожелание -…
•        Я предложил бы оценить исследовательскую работу … на  (отлично, хор., удов.)


Исследовательская деятельность на уроках языка обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению в рамках введения ФГОС ООО

Комментариев нет:

Отправить комментарий