Исследовательская деятельности
учащихся 5 классов на уроках русского
языка «Опыт создания этимологического словаря».
В рамках изучения раздела «Лексика»
учащиеся увлеченно собирали интересную для них тематическую группу слов, искали
этимологию этих слов, проводили количественный и качественный анализ собранного
материала. Далее требовался этап оформления своих словарей, этап написания
вступительной статьи и самый волнительный этап – защита своего словаря на
«Заседании Ученого совета» с приглашением родителей, других педагогов и старших учеников гимназии.
Каждый ученик самостоятельно проделал
этот исследовательский путь, почувствовал себя в роли ученого-исследователя,
составителя, рецензента, оформителя и т.д. Такая работа помогает учащимся глубже постигать
теоретический материал, повысить мотивацию обучения школьников и способствует
повышению качества образования. Очевидно, что в результате такой деятельности
создаются условия для личностного роста и самореализации ученика, формируется
столь важный механизм, как рефлексия, учащимися приобретается навык
исследования как универсального способа освоения действительности.
Защита ученических проектов (этимологических словарей)
происходит в виде сюжетно – ролевой игры «Заседание Ученого Совета».
Памятка жюри
(жюри
составляют приглашенные родители учеников, преподаватели и ученики старших
классов гимназии – они и представляют собой Членов Ученого Совета)
Жюри
необходимо:
1. Выбрать председателя
жюри, который
вызывает на
защиту авторов исследовательских работ (согласно списка в журнале),
приглашает
рецензента прочитать рецензию на работу («Слово предоставляется»),
предлагает
задать вопросы аудитории автору словаря,
подводит
общие итоги заседания и вручает грамоты,
предлагает остальным
членам жюри, а также присутствующим родителям высказать свои впечатления.
2. Из состава жюри назначить двоих представителей для просмотра оформленных словарей и
выбора из них лучших с подписанием Грамот ( по трём номинациям:
«За лучшее
оформление»;
«За
самую объемную работу»;
«За
серьезный и добросовестный подход к исследованию».)
3. Один член жюри наблюдает за устной защитой выступающих (с точки зрения риторических навыков:
логика
изложения, выразительность речи,
артистизм,
способность
заинтересовать аудиторию)
и называет
лучшего с вручением Грамоты «За лучшую защиту».
4. Один член жюри обращает внимание на способность
выступающего быстро и правильно отвечать
на поступающие вопросы по теме его доклада и подписывает Грамоту лучшему.
5. Один член жюри наблюдает за работой рецензентов и отмечает лучшую рецензию.
План устной защиты (презентации)
исследовательского проекта.
1. Хочу представить вашему вниманию …….
2. Почему обратился к этой теме.
3. Что исследовал (цели, задачи, методы
исследования).
4. Что интересного удалось установить в
результате исследования.
5. К каким интересным выводам пришел в
итоге.
6. Чем оказалась полезна данная работа
для меня (что нового о языке я узнал*, чему научился).
7. Самый трудный и самый увлекательный
моменты во время работы.
- происхождение слова может многое
рассказать об особенностях быта, занятиях, мировоззрении наших предков,
- некоторые слова отражают
мифологические представления и верования русского народа,
- в языке отражается окружающий нас
мир,
- язык учит нас…,
- язык – мудрец,…
- судьба некоторых слов может
рассказать о культурных, политических, хозяйственных и культурных связях
русского народа с другими народами.
Рецензия на исследовательскую работу…..
• Я
познакомился с работой ……
• Хотелось
бы отметить …(аккуратность оформления, отсутствие орфограф. ошибок, интересную
вступительную статью, большой объем проделанной работы)
• Сильной
стороной словаря является…(продуманная гипотеза, яркие выводы во вступ. статье,
четкая структура словаря, богатое приложение)
• Слабые
стороны работы – ( нечеткие выводы, отсутствие доказательств,…)
• Хотелось
бы задать вопрос автору словаря, а также высказать пожелание -…
• Я
предложил бы оценить исследовательскую работу … на (отлично, хор., удов.)
Исследовательская
деятельность на уроках языка обеспечивает системно-деятельностный подход к
обучению в рамках введения ФГОС ООО
Комментариев нет:
Отправить комментарий