Анализ эпизода эпического произведения
«Дуэль Печорина с
Грушницким»
Проанализировать
эпизод – это значит:
- определить место эпизода в
произведении и показать, что дает этот эпизод для понимания характеров
действующих лиц и их взаимоотношений,
- увидеть композиционные элементы
эпизода и как они раскрывают состояние души и переживания персонажей в моменты
кульминации и развязки,
- сделать вывод о выявленных
чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей,
- ответить на вопрос, какие
художественные средства и приемы использовал автор для того, чтобы выразить
свое отношение к героям,
- обнаружить связь эпизода с
другими эпизодами произведения (других произведений),
- понять роль данного эпизода в
развитии действия и конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.
Предварительная работа.
1. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия,
принципы. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство,
фальшь и пустоту светского общества. Для чего Печорин любыми средствами
стремится сорвать внешнюю маску
героев?
2. Что явилось поводом для вызова героя на дуэль? А каковы истинные причины
враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину? Что отличает Печорина
от людей его круга? Почему против него устраивается «заговор»?
3. Сравните Грушницкого и Печорина. Отношение героев к любви, дружбе,
чести. Что означает фраза: «Мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и
одному из нас несдобровать»? Мучительные поиски своего места в жизни и игра
в «разочарованность». «Быть» или «казаться»?
Основная работа.
- Эпизоды, предваряющие данную сцену.
Какие печальные истины открыла
герою бессонная ночь перед дуэлью? Проанализируйте внутренний монолог героя.
Покажите романтическое восприятие
утра перед дуэлью.
Что заставляет Печорина
участвовать в бесчестном поединке? В чем состоит Нравственный эксперимент,
проводимый Печориным во время дуэли?
- Сюжет и композиция эпизода.
Определите
завязку эпизода. Дуэль как финал отношений героев. Как выглядит каждый из присутствующих?
Каковы особенности лермонтовской прозы?
Развитие
действия. Проследите движение чувств обоих героев. Грушницкий на дуэли: от
предательства до бесчестия, от позерства до презрения к самому себе. Как
проявляется оскорбленное самолюбие Печорина? Для чего он ведет опасную
игру-борьбу, когда решает бросить жребий и меняет условие проведения дуэли? Как
объяснить хладнокровное выражение лица Печорина и его лихорадочный пульс?
Кульминация
сцены. Выдержал ли Грушницкий
нравственное испытание (быть или казаться)? Почему Печорин-убийца лучше и выше
Грушницкого-жертвы?
Развязка.
Каким мы видим Печорина в эту минуту? Каков тон его последней фразы? Каково его
душевное состояние? Объясните значение фразы: «Вернер с ужасом отвернулся».
- Роль данной сцены в развитии действия
и конфликта пьесы.
Каково
символическое звучание и значение данной сцены в раскрытии идейного содержания
всего произведения? Как она связана с названием комедии? Какие черты
романтического героя проявились в личности Печорина? В чем состоит трагизм
судьбы и жизни Печорина? Кто оказывается «лишним» в жизни: пустые позеры или
незаурядная натура с огромной жаждой действий и постоянными поисками применения
своих сил?
- Внешние
связи эпизода.
Чем отличаются
сцены дуэли в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит
своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина и сочувственно следит за
его судьбой и называет его героем времени? Докажите примерами из текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий