понедельник, 12 мая 2014 г.

Методические материалы. Часть 3. Анализ литературных эпизодов

Анализ эпизода эпического произведения
«Дуэль Печорина с Грушницким»

Проанализировать эпизод  – это значит:
- определить место эпизода в произведении и показать, что дает этот эпизод для понимания характеров действующих лиц и их взаимоотношений,
- увидеть композиционные элементы эпизода и как они раскрывают состояние души и переживания персонажей в моменты кульминации и развязки,
- сделать вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей,
- ответить на вопрос, какие художественные средства и приемы использовал автор для того, чтобы выразить свое отношение к героям,
- обнаружить связь эпизода с другими эпизодами произведения (других произведений),
- понять роль данного эпизода в развитии действия и конфликта, важного для понимания  идейного смысла произведения.
Предварительная работа.
1. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Для чего Печорин любыми средствами стремится сорвать внешнюю маску героев?
2. Что явилось поводом для вызова героя на дуэль? А каковы истинные причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину? Что отличает Печорина от людей его круга? Почему против него устраивается «заговор»?
3. Сравните Грушницкого и Печорина. Отношение героев к любви, дружбе, чести. Что означает фраза: «Мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать»? Мучительные поиски своего места в жизни и игра в «разочарованность». «Быть» или «казаться»?
Основная работа.
  • Эпизоды, предваряющие данную сцену.
Какие печальные истины открыла герою бессонная ночь перед дуэлью? Проанализируйте внутренний монолог героя.
Покажите романтическое восприятие утра перед дуэлью.
Что заставляет Печорина участвовать в бесчестном поединке? В чем состоит Нравственный эксперимент, проводимый Печориным во время дуэли?

  • Сюжет и композиция эпизода.
Определите завязку эпизода. Дуэль как финал отношений героев. Как выглядит каждый из присутствующих? Каковы особенности лермонтовской прозы?
Развитие действия. Проследите движение чувств обоих героев. Грушницкий на дуэли: от предательства до бесчестия, от позерства до презрения к самому себе. Как проявляется оскорбленное самолюбие Печорина? Для чего он ведет опасную игру-борьбу, когда решает бросить жребий и меняет условие проведения дуэли? Как объяснить хладнокровное выражение лица Печорина и его лихорадочный пульс?
Кульминация сцены.  Выдержал ли Грушницкий нравственное испытание (быть или казаться)? Почему Печорин-убийца лучше и выше Грушницкого-жертвы?   
Развязка. Каким мы видим Печорина в эту минуту? Каков тон его последней фразы? Каково его душевное состояние? Объясните значение фразы: «Вернер с ужасом отвернулся».

  • Роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы.
Каково символическое звучание и значение данной сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения? Как она связана с названием комедии? Какие черты романтического героя проявились в личности Печорина? В чем состоит трагизм судьбы и жизни Печорина? Кто оказывается «лишним» в жизни: пустые позеры или незаурядная натура с огромной жаждой действий и постоянными поисками применения своих сил?

  •  Внешние связи эпизода.

Чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина и сочувственно следит за его судьбой и называет его героем времени? Докажите примерами из текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий