понедельник, 12 мая 2014 г.

Методические материалы. Часть 4. Анализ эпизода драматического произведения

Анализ эпизода – сцены
Проанализировать эпизод драматического произведения (сцену) – это значит:
- определить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц и их взаимоотношений,
- показать, с помощью каких приемов в данной сцене драматургом раскрываются характеры,
- понять роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы и ее значение в раскрытии идейного содержания всего произведения.

Предварительная работа:(на примере 3 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
1. Какова общественно-историческая обстановка  в России после победы в Отечественной войне 1812 года? А общественные взгляды самого Грибоедова?
2. Заполните таблицу, отражающую столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» - общественного конфликта в комедии.
3. Постройте цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
4. Охарактеризуйте гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

Основная работа.
·        Название эпизода.
Чем открывается 3 действие комедии? Почему диалоги героев похожи на поединки? Для чего драматург предваряет сцену бала этими диалогами? Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова? Почему он чувствует себя на грани катастрофы? Что дает для понимания конфликта пьесы ремарка автора: «Все двери настежь»? Какое название считаете более подходящим для 3 действия (Сцена бала, Сплетня о сумасшествии Чацкого, Чацкий в поединке с «обществом»)?
·        Сюжет и композиция эпизода.
Определите завязку эпизода. Как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них приехал на вечер Фамусова, чем занят и озабочен? Что объединяет их всех? Чем Чацкий успел досадить каждому? Каков основной принцип изображения этих героев? Почему всех представленных героев принято называть «фамусовская Москва»? Какую роль в создании собирательного портрета общества играют второстепенные и внесценические персонажи комедии?
Развитие действия. Как родилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Как быстро она распространилась? Почему гости Фамусова так охотно поверили ей? Какие доводы приводят, доказывая болезнь Чацкого? В чем видят причину сумасшествия? Любопытство к скандалу, желание преследовать жертву или страх объединили всех?
Покажите, что сплетня служит средством раскрытия характеров персонажей: Как относится к самому понятию сплетни Софья? А Молчалин? Сразу ли поверил слуху Платон Михайлович? Случайна ли фамилия Фамусова, если вспомнить, что fama – молва, сплетня? Когда сплетня приобрела характер немыслимых предположений? А когда – форму гротеска? Раскройте смысл говорящей фамилии Тугоуховские? Как она связана с мотивом глухоты в комедии?
Кульминация сцены.  Столкновение Чацкого с «больным» обществом. Проанализируйте монолог Чацкого: каких серьезных тем касается он? Кого и за что обличает? Каким мы видим его в эти минуты? Каков тон его речей? Каково его душевное состояние? Но не зря ли он потратил весь пыл своего красноречия? И на кого?
Развязка. Какой прием использует автор, чтобы показать трагизм и комизм ситуации? Ремарка «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столикам» заключает в себе только подсказку режиссерам или  имеет также политический и идеологический смысл?
·        Роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы.
Каково место сцены бала в сюжете пьесы? Как соединились в этом эпизоде любовный и общественный конфликты? Какие черты романтического героя проявились в личности Чацкого?  Кто оказывается победителем в поединке Чацкого с «фамусовским обществом»?  Каково значение данной сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения? Как она связана с названием комедии? Не в этом ли заключается один из секретов долголетия комедии?


Комментариев нет:

Отправить комментарий