Анализ эпизода – сцены
Проанализировать эпизод драматического произведения
(сцену) – это значит:
- определить,
что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц и их
взаимоотношений,
- показать,
с помощью каких приемов в данной сцене драматургом раскрываются характеры,
- понять
роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы и ее значение в
раскрытии идейного содержания всего произведения.
Предварительная работа:(на примере 3 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе
от ума»)
1.
Какова общественно-историческая обстановка в России после победы в Отечественной войне
1812 года? А общественные взгляды самого Грибоедова?
2.
Заполните таблицу, отражающую столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
- общественного конфликта в комедии.
3.
Постройте цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии
Чацкого?
4.
Охарактеризуйте гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные
черты.
Основная работа.
·
Название эпизода.
Чем
открывается 3 действие комедии? Почему диалоги героев похожи на поединки? Для
чего драматург предваряет сцену бала этими диалогами? Почему Чацкий –
нежеланный гость в доме Фамусова? Почему он чувствует себя на грани катастрофы?
Что дает для понимания конфликта пьесы ремарка автора: «Все двери настежь»? Какое
название считаете более подходящим для 3 действия (Сцена бала, Сплетня о
сумасшествии Чацкого, Чацкий в поединке с «обществом»)?
·
Сюжет и композиция эпизода.
Определите завязку эпизода. Как выглядит каждый из гостей, зачем каждый из них
приехал на вечер Фамусова, чем занят и озабочен? Что объединяет их всех? Чем Чацкий
успел досадить каждому? Каков основной принцип изображения этих героев? Почему
всех представленных героев принято называть «фамусовская Москва»? Какую роль в
создании собирательного портрета общества играют второстепенные и внесценические
персонажи комедии?
Развитие действия. Как родилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Как быстро она распространилась?
Почему гости Фамусова так охотно поверили ей? Какие доводы приводят, доказывая
болезнь Чацкого? В чем видят причину сумасшествия? Любопытство к скандалу,
желание преследовать жертву или страх объединили всех?
Покажите, что сплетня служит средством раскрытия
характеров персонажей: Как относится к самому понятию сплетни Софья? А
Молчалин? Сразу ли поверил слуху Платон Михайлович? Случайна ли фамилия Фамусова,
если вспомнить, что fama – молва, сплетня? Когда
сплетня приобрела характер немыслимых предположений? А когда – форму гротеска?
Раскройте смысл говорящей фамилии Тугоуховские? Как она связана с мотивом
глухоты в комедии?
Кульминация сцены. Столкновение Чацкого с
«больным» обществом. Проанализируйте монолог Чацкого: каких серьезных тем
касается он? Кого и за что обличает? Каким мы видим его в эти минуты? Каков тон
его речей? Каково его душевное состояние? Но не зря ли он потратил весь пыл
своего красноречия? И на кого?
Развязка.
Какой прием использует автор, чтобы показать трагизм и комизм ситуации? Ремарка
«Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным
столикам» заключает в себе только подсказку режиссерам или имеет также политический и идеологический
смысл?
·
Роль данной сцены в развитии действия и конфликта
пьесы.
Каково
место сцены бала в сюжете пьесы? Как соединились в этом эпизоде любовный и
общественный конфликты? Какие черты романтического героя проявились в личности
Чацкого? Кто оказывается победителем в
поединке Чацкого с «фамусовским обществом»? Каково значение данной сцены в раскрытии
идейного содержания всего произведения? Как она связана с названием комедии? Не
в этом ли заключается один из секретов долголетия комедии?
Комментариев нет:
Отправить комментарий